День Сибири!

В нашей стране существует огромное количество разнообразных праздников. Народ праздники любит, а вот о празднике своей территории мы совсем забыли. В Сибири до революции семнадцатого года был такой праздник и, назывался он День Сибири, или Сибирский день, а еще его называли Днем Благодарения Сибири, он входил в число Великих сибирских праздников XIX века.

В 1882 году отмечалось 300-летие присоединения Сибири к Российскому государству, начавшегося с похода дружины Ермака в 1951 году. За отправную точку был взят день вступления казаков в Столицу ханства Кашлык(Искер)-26 октября 1582 года. Сейчас этот день по новому стилю падает на 8 ноября. С того времени ежегодно 26 октября начали отмечать особый Сибирский праздник. В День Сибири повсеместно проходили крестные ходы с молебнами в честь Ермака и его товарищей, в память первопроходцев и основателей острогов. В городах европейской части России сибирские землячества  собирались на общие празднества. По всей Сибири губернаторы устраивали торжественные приемы. Старожилы за праздничными столами вспоминали свои «сибирские корни» и «благодарили Сибирь за ее изобилия и удобства».

Традиция празднования Сибирского дня стала неотъемлемым элементом культурной жизни, отмечали его очень торжественно в губернских, окружных, уездных городах, в волостных центрах. Ежегодно 26 октября в сибирских городах проводились собрания и вечер интеллигенции, заседание научных и просветительских организаций, на которых произносились речи, связанные с достижением, проблемами, нуждами Сибири. Говорили об уравнивании в правах Сибири и европейской части России, об экономике, культуре, образовании, об отмене в наши края ссылки. В театрах, в учебных заведениях в этот день шли спектакли, концерты, устраивали чтения, давали балы и обеды. Дню Сибири посещались специальные выпуски местных газет и журналов, в книжных магазинах появлялись новые издания, посвященные Сибири. Особо приветствовались общественно значимые деяния купцов-благотворителей и меценатов. В этот день торжественно вносились крупные суммы пожертвований приютам, больницам, благодетельствовали нищих.

Каждый культурный сибиряк считал себя причастным к этому празднику, отмечал его от души в кругу семьи, друзей или даже один, если случалось находиться за пределами Сибири, России. Некоторые относились к празднику почти как к национальному. Но большинство сибиряков просто веселились, закатывали пиры горой и очень гордились, что у русских, живущих в коренной, европейской части России, подобного сибирскому, своего такого замечательного дня нет.

 

 
  Герб Сибири. Рисунок из "Титулярника" 1672года.

 К этому времени после дня Покрова Святой Богородицы заканчивались страдные осенние работы. Выпадал первый снег, начиналась первая полоса морозов и массовый забой скота на подворьях крестьян. Поэтому вполне естественно день Сибири довольно скоро стал совмещаться с «гулянками» по итогам земледельческого года. Старожилы ставили в церквях поминальные свечи в память предков, а затем собирались у старшего «по- родству», « по-суседству» и «товаричеству». Столы ломились от даров сибирской земли и традиционных блюд старожилов. Сибирский стол обязательно включал рыбный пирог и пельмени, саламат* и гречишные блины, горошницу  и запечённого в тесте поросенка, шаньги и черемуховый пирог, чай «затуран»**  и кедровые орехи…  Так День Сибири олицетворял  собой праздник благодарению краю за все «излишества и удобства», за сытную благодатную жизнь. С этого праздника начиналась череда ярмарок в крупных старожильческих селах, своеобразных «выставок достижений крестьянского хозяйства»

Традиция отмечать День Сибири в России сохранялась в течении многих десятилетий( с 1881 по 1918 годы), но в 1919 году все закончилось. Ни Ленину, ни Колчаку этот праздник оказался не нужен.

День Сибири –это день единения людей, праздник всех народов, населяющих Сибирь, праздник всем понятный, свой, не заемный, не придуманный, а учрежденный нашими предками много лет назад.

Источник :http://bsk.nios.content/vozrodim-prazdnik-den-sibiri

*Салама́та  — мучная каша или мучной кисель из ржаной, ячменной или пшеничной прожаренной муки, заваренной кипятком и распаренной в печи иногда с добавлением жира, масла или сала. Варят до состояния жидкого киселя

* *Чай «Затуран»-кирпичный чай в виде похлебки, с молоком, маслом, солью и с поджаренною на масле мукою.

 




Просмотров этой страницы: 598